Техническое обслуживание, устранение неполадок и ремонт — это ключевые аспекты, обеспечивающие длительный срок эксплуатации, высокую эффективность работы кранового оборудования и безопасность персонала. Даже самые надёжные механизмы подвержены износу из-за трения, перепадов температур и других факторов.
Виды технического обслуживания
Вид технического обслуживания (ТО) мостового крана определяется объёмом и трудоёмкостью работ. На основании этих критериев различают несколько типов ТО:
- Ежесменное
- ТО №1
- ТО №2
- Сезонное
Ежесменное обслуживание
Ежесменное обслуживание выполняет оператор или машинист крана перед началом смены. Оно занимает не более получаса и включает в себя:
- Осмотр рельсовых путей
- Проверка тупиковых упоров
- Ревизия холостой работы механизмов
- Определение работоспособности тормозов
- Проверка исправности электрических компонентов
- Оценка состояния талей и токоведущего провода
По завершении проверки оператор делает отметку в журнале о состоянии оборудования.
Техническое Обслуживание №1
Техобслуживание №1 проводится каждые два месяца без разборки основных узлов и включает:
- Ревизию тали и тельфера
- Проверку креплений составных частей
- Ревизию тормозной системы
- Проверку ездовых элементов и подкрановых путей
- Осмотр зубчатых пар колёс привода
- Полную проверку электрического оборудования, включая двигатели и проводку
Техническое Обслуживание №2
ТО №2 проводится каждые 240 дней и включает работы с частичной разборкой некоторых узлов, заменой прокладок и электрических контактов. В перечень работ входит:
- Проверка металлических конструкций
- Ревизия крепежей и болтовых соединений
- Осмотр основного двигателя и редукторов
- Ревизия электроталей
- Осмотр канатов или тросов
- Проверка подшипников колёс
- Смазка всех основных и второстепенных деталей
- Полный комплекс мероприятий ТО №1
Сезонное обслуживание
Сезонное обслуживание проводится с учётом сезонных изменений и климатических условий. Это помогает поддерживать оборудование в надлежащем состоянии в любое время года.
Правильное и своевременное выполнение всех видов технического обслуживания существенно продлевает срок службы кранового оборудования и обеспечивает безопасную эксплуатацию.

Механика и металлические конструкции
Во время осмотра я проверяю состояние тупиковых упоров. Если обнаружены ослабленные гайки и болты крепления, немедленно устраняю неисправности. Оцениваю степень износа крюков и правильность монтажа ограничителей передвижения и буферных устройств, а также подтягиваю болты крепления при необходимости.
Проверка и ремонт тормозов
Провожу детальный осмотр узлов, тормозного шкива и колодок. Если выявляется износ деталей или вмятины, провожу их ремонт или замену. Проверяю зазор между тормозными колодками и шкивом, а также равномерность отхода колодок при разомкнутом тормозе и величину хода штока толкателя. В случае обнаружения неисправностей, выполняю соответствующую регулировку.
Проверка и ремонт редукторов
Осматриваю редукторы, проверяю затяжку элементов крепления крышки и корпуса, а также состояние валов и пробок маслозаливного и маслопропускного отверстий. При выявлении протечек подтягиваю необходимые детали.

Ремонт грузоподъёмного кранового оборудования
Виды ремонта мостовых кранов
Плановый ремонт Плановый ремонт мостовых кранов проводится регулярно по установленному графику. Основная цель этого вида ремонта – предотвратить поломки и заменить изношенные детали. В процессе планового ремонта выполняются следующие работы:
- Очистка оборудования от грязи и смазка всех узлов и механизмов.
- Регулировка и настройка различных компонентов.
- Осмотр и замена электрического оборудования, включая шинопроводы и токопроводы, а также зачистка контактов.
- Ревизия и обслуживание гидросистем.
- Выявление и устранение мелких неисправностей ходовой части, часто включая замену ходовых колёс.
- Нанесение новых слоёв краски на корродированные участки.
- Замена изношенных креплений.
Плановый ремонт также включает полную диагностику оборудования. Перед началом работ обязательно оформляется наряд-допуск на проведение мероприятий.
Капитальный ремонт
Капитальный ремонт мостовых кранов проводится по окончании их рабочего цикла, установленного производителем. Для каждой модели крана цикл эксплуатации может быть разным. Капитальный ремонт подразумевает полную или частичную замену основных и дополнительных узлов и механизмов, направленную на восстановление первоначальных характеристик грузоподъёмности и других технических параметров. В ходе капитального ремонта выполняются:
- Полная диагностика всех систем крана.
- Осмотр и устранение неисправностей в ходовой части, включая ревизию червячных передач, ходовых тележек, грузозахватных устройств, барабанов, тросов и канатов.
- Проверка и восстановление металлических конструкций.
- Ремонт и замена электрического оборудования.
При выявлении повреждений металлических конструкций и следов коррозии, деформированные элементы либо восстанавливаются, либо заменяются. Проводятся сварочные работы для соединения главной и концевых балок, укрепляются швы, и наносится новая краска на элементы. Ремонт электрооборудования включает восстановление механизмов передвижения, щитов, шинопроводов и троллейных систем.
После завершения всех работ проводятся динамические и статические испытания оборудования. Информация о проведённом капитальном ремонте фиксируется в техпаспорте крана.
Аварийный ремонт
Аварийный ремонт осуществляется для восстановления работоспособности крана после неожиданных поломок. Причинами таких неисправностей могут быть несвоевременное техническое обслуживание или внешние факторы. Чтобы избежать простоев оборудования, аварийный ремонт выполняется оперативно. По завершении ремонта информация вносится в техпаспорт крана.

Проверка и ремонт муфт и валов
Комплекс мероприятий
Для обеспечения надёжной и безопасной эксплуатации крана необходимо проводить регулярную ревизию следующих элементов:
- Крепления канатов: Проверяются на прочность и отсутствие износа.
- Корпуса подшипников: Осматриваются на предмет повреждений и износа.
- Гребни нарезки барабанов: Проверяется целостность и состояние нарезки.
- Цилиндрические части валов: Осматриваются на наличие износа и повреждений.
- Боковые диски ступиц барабанов: Проверяется их состояние и целостность.
В случае выявления износа или поломок проводится замена повреждённых деталей.
Важные моменты при ремонте и облуживании крана
Перед началом любого ремонта убедитесь, что кран отключен от электросети. Для обеспечения безопасности рабочих уберите все предметы и материалы, которые могут препятствовать доступу к деталям во время осмотра и ремонта. Подготовьте всю необходимую техническую документацию и оформите наряд-допуск для выполнения работ, обязательно указав дату остановки оборудования и данные ответственного лица.
Если невозможно полностью отключить главные троллеи (например, если в цеху работают другие краны), изолируйте секцию участка и разместите предупреждающие таблички. После полной остановки крана, отключите питание в кабине машиниста.
Проверка крановых редукторов
Тщательно осмотрите крановые редукторы. Очистите сливные пробки и крышку редуктора от загрязнений, чтобы предотвратить попадание пыли и мусора во внутренние механизмы. Слейте отработанное масло и залейте новый смазочный материал после полной очистки редуктора.
Виды работ по полному обслуживанию
Обслуживание кранового оборудования включает следующие мероприятия:
- Проверка технического состояния подъемного сооружения (ПС): Регулярный осмотр всех элементов конструкции.
- Проверка и регулировка концевых выключателей: Обеспечивает точность и безопасность работы.
- Проверка и подтяжка болтовых соединений: Устранение ослабленных креплений.
- Протяжка электрических соединений: Обеспечивает надёжность электрических контактов.
- Проверка работы пускателей и контактной группы: Очистка или замена изношенных контактов при необходимости.
- Визуальный осмотр и смазка грузового каната: Предотвращение износа и коррозии.
- Проверка работы канатоукладчика: Обеспечивает правильное наматывание каната.
- Осмотр состояния сварочных швов: Визуальная проверка на наличие трещин и повреждений.
- Проверка частотного преобразователя: Обеспечивает корректную работу системы управления.
- Проверка и регулировка тормозов: Проверка тормозов подъема и опускания, передвижения грузовой тележки и движения крана.
- Проверка уровня масла в редукторах: Обеспечивает надёжную работу механизмов.
- Выполнение обязательного объема работ по обслуживанию ПС: В сроки, рекомендованные заводом-изготовителем и действующими нормативами.
Эти мероприятия направлены на обеспечение длительного срока службы, эффективной работы и безопасности кранового оборудования.